Органами прокуратуры проведена проверка применения законодательства о ветеринарии в деятельности Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства и местных исполнительных органов за 2012-2014 годы. Об этом сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры РК.
Обеспечение ветеринарной и продовольственной безопасности является ключевым фактором развития экономики страны, здоровья и благополучия населения. Стабильная эпизоотическая ситуация в стране также является гарантом ее вхождения на мировые рынки, развития экспортного потенциала.
За последние три года на развитие ветеринарной отрасли государством выделено 80 млрд. тенге, которые должны были стимулировать улучшение эпизоотической ситуации, уменьшить падеж и обеспечить рост поголовья скота.
«Несмотря на это, за данный период времени зарегистрировано более 1,2 тыс. вспышек особо опасных заболеваний, нанесших экономический вред населению. Забито и уничтожено около 300 тыс. голов больного скота, на возмещение ущерба населению затрачено свыше 4 млрд. тенге бюджетных средств», - указывается в сообщении.
На протяжении более восьми лет пять областей - Алматинская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская и Южно-Казахстанская остаются эпизоотически неблагоприятными и закрыты для экспорта мясной продукции.
Проверка показала, что сложившаяся ситуация обусловлена массовыми нарушениями со стороны ветеринарных служб местных исполнительных органов и инспекций, отсутствием надлежащего контроля за соблюдением ветеринарного законодательства, нерациональным расходованием бюджетных средств, а также неэффективным управлением системой ветеринарной службы.
Государственные органы не располагают достоверными сведениями о поголовье скота, что отражается на качестве эпизоотического мониторинга.
Созданная Министерством сельского хозяйства база данных идентификации сельскохозяйственных животных на сегодня не выполняет свою функцию по ведению единого учета животных. К примеру, по поголовью лошадей база данных не досчитывает до 800 тыс. голов, т.е. 44% от общего фактического числа. Проблемы вызваны несвоевременным обновлением данных о приплоде, уничтожении и убое скота сельскими ветеринарными службами.
Проверками установлено наличие в базе более 11 тыс. голов скота, ранее подвергнутых убою. В то же время 29% ветеринарных пунктов (690 из 2 360) вообще не обеспечены технической возможностью пользоваться базой ввиду отсутствия интернет-связи в селах. Кроме того, около 65% работников ветеринарных пунктов не имеют опыта работы с базой данных.
Отсутствие достоверных сведений о поголовье скота привело к формализации процесса планирования ветеринарно-профилактических мероприятий, неэффективному расходованию бюджетных средств и отвлечению необходимых для профилактики болезней ресурсов.
Ежегодные диагностические исследования по 20 видам заболеваний проводились на основе дублирования планов прошлых лет, т.е. без анализа эпизоотической ситуации в регионах.
По этим причинам не достигают своих результатов проводимые иммунопрофилактические мероприятия (вакцинирование скота), плановые показатели по которым не соответствуют реальной численности скота. Как следствие, органами прокуратуры установлены приписки о вакцинировании более 45 тыс. голов скота в 10 областях республики.
Таким образом, проводимые ветеринарные мероприятия не в полной мере выполняют свою профилактическую роль по предупреждению и раннему выявлению болезней, а выделяемые бюджетные средства тратятся неэффективно.
Ситуация усугубляется приобретением Комитетом некачественных вакцин, что приводит не только к низкому развитию иммунитета у животных, но и обострению эпизоотической обстановки в отдельных регионах.
Распространению болезней способствует неполнота мер при выявлении эпизоотических очагов. Убой больных бруцеллезом животных в большинстве случаев осуществляется без придания населенным пунктам статуса неблагополучных и проведения ограничительно-карантинных мероприятий. В то время как в Казахстане в период с 2012 по 2014 годы произошел двукратный рост данного вида заболевания: мелкого рогатого скота - с 34 до 60 тыс. голов, крупного рогатого скота - с 36 до 70 тыс. голов. Схожая ситуация наблюдается по другим видам заболеваний.
Не обеспечивается исполнение вносимых инспекторами предписаний об обязательном убое больного скота. Выборочными проверками установлено более 1,5 тыс. таких случаев. Этой практике способствуют незаконные действия ветеринарных врачей, с помощью которых из карантинных участков вывезено свыше 3,8 тысяч больного скота. Более того, повсеместно установлены факты выдачи фиктивных ветеринарных справок о состоянии благополучия и происхождении животных, мнимом соблюдении ветеринарных правил при забое скота и др.
В свою очередь, на вооружении ветеринарных служб нет единой интегрированной базы, способной контролировать перемещение и гарантировать безопасность животной продукции внутри страны, перепроверить достоверность ветеринарных документов, что является главным недостатком действующей системы ветеринарного контроля и надзора.
Не менее важной проблемой является низкая роль инспекций в обеспечении неукоснительного соблюдения ветеринарного законодательства населением, организации праворазъяснительных мероприятий.
Нарушения также установлены на этапах планирования и расходования бюджетных средств, выделенных на материально-техническое оснащение и строительство ветеринарных организаций.
В общей сложности прокурорами в ходе настоящей проверки выявлено 23 тыс. нарушений законности, внесено более 800 представлений об устранении нарушений законности с постановкой вопроса о дисциплинарной ответственности 750 лиц, расследуется 25 уголовных дел.
В этой связи в адрес Правительства внесено представление об устранении нарушений законности и принятия кардинальных мер по улучшению эпизоотической обстановки в стране.