Обладательница «Оскара» «одела» артистов балета для премьеры «Бахчисарайского фонтана» в «Астана Опера» - «Qazaqstan» Ұлттық телеарнасы

Обладательница «Оскара» «одела» артистов балета для премьеры «Бахчисарайского фонтана» в «Астана Опера»

08.04.2015
Обладательница «Оскара» «одела» артистов балета для премьеры «Бахчисарайского фонтана» в «Астана Опера»

Грандиозную премьеру балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» готовит театр «Астана Опера». Поклонников классического искусства ждут 11 и 12 апреля в Главном зале театра.

Об этом сообщает пресс-служба театра «Астана Опера».

Новая редакция известного балетного полотна принадлежит казахстанским хореографам Турсынбеку Нуркалиеву и Галие Бурибаевой.

Художественное оформление спектакля создавали выдающиеся итальянские мастера Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино. У маэстро Фриджерио все работы оригинальны, таких декораций, которые он создал для «Астана Опера», нет больше ни в одном театре мира.

Несмотря на масштабность декораций, их общий вес оказался сравнительно небольшим - 8 тонн. Это стало возможным благодаря использованию прочного и легкого материала - алюминия. Жесткие декорации, кровати для наложниц и главных героинь, весь реквизит сделали в цехах «Астана Опера». 

Базовые рабочие чертежи были сделаны в управлении реализации сценографических проектов «Астана Опера». Работники бутафорского цеха творчески подошли к процессу создания даже самых маленьких деталей. К примеру, для того чтобы отлить кувшин и высушить его, необходим день, еще около двух часов - чтобы расписать его. Кстати, все эскизы также создали итальянцы.

Основную часть декораций изготавливали в Италии. Кропотливая работа велась вручную. Так, зритель сможет увидеть на сцене конструкции, сравнимые с пятиэтажным зданием. Ширина декораций достигает около двадцати трех метров, высота - двенадцати. Весь алюминиевый каркас покрыт уникальным стеклопластиком. Мастера выполнили искусную работу по оригинальной ручной лепке. На рисунки, находящиеся на разных частях декораций, они нанесли стекловолокно и получили хорошую форму, затем ее расписали и аккуратно раскрасили. Эцио Фриджерио, влюбленный в тему Востока, воплотил свой художественный замысел и в тканевой росписи - прекрасный и сложный вид искусства.

«В Италии очень хорошие технологии, к которым мы сейчас только идем уверенными шагами. По задумке маэстро Фриджерио впервые у нас в театре будет использован экран, размеры которого поражают любое воображение. Реализация замысла сценографа заключалась в том, чтобы зрители увидели очень объемную картину устрашающего пожара польского замка. В театрах мира практически нигде не встречается подобное зрелище», - отметил руководитель управления реализации сценографических проектов и постановочных работ Виктор Караре.

В спектакле используется очень много света, над которым работал итальянский художник Виничо Кели, за спецэффекты отвечал художник по проекциям Серджо Металли. В первом и во втором актах задействована верхняя машинерия: все масштабные декорации будут уходить наверх. Все это декорационное чудо, иначе не назовешь, ехало в Казахстан прямиком из Италии в четырех фурах около десяти дней. Костюмы из Милана доставлены самолетом, преодолев 8 часов над землей, они успешно приземлились в Астане.

Над их созданием трудилась обладательница премии «Оскар» за лучшие сценические костюмы Франка Скуарчапино.

Художница использовала итальянские ткани, их неизвестные названия удивили наших художников - рафия мексиканская, ацетат и другие. Франка использовала также и традиционные, привычные в работе наших швей ткани, - шелк, лен, органза, вискоза, жаккард (одна из дорогостоящих тканей, так как её производство трудозатратно), букле (грубая ткань полотняного переплетения из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга) и многие другие.

Всего художник создала 186 эскизов костюмов. 26 нарядов для персонажей - евнухи, рабыни, служанки, черкесская пехота, католики и старики-татары - изготовили в пошивочном цехе «Астана Опера». Для этого небольшого количества костюмов ткани также были закуплены в Италии. Каждый персонаж вписан в постановку фактурно и точно. 

Спектакль «Бахчисарайский фонтан» триумфально шествует по мировым сценам в течение 80 лет. Музыка, написанная композитором Борисом Асафьевым, была специально рассчитана на хореодраму - особый сценический язык, точный и понятный.


Дирижер-постановщик новой редакции «Бахчисарайского фонтана» - заслуженный деятель РК Айдар Абжаханов. В этом балете немало внимания уделено пантомиме. В постановке задействованы 92 человека - это все солисты, кордебалет, включая артистов миманса. Партию Хана Гирея готовят сразу три артиста балета - Бауржан Мекембаев, Жанибек Иманкулов, заслуженный деятель РК Жандос Аубакиров. 
Но в первый день премьеры в этой роли выступит сам хореограф-постановщик - заслуженный деятель РК Турсынбек Нуркалиев. Эту партию хореограф танцевал в течение 36 лет, его дебют состоялся в 1979 году в постановке создателя этого балета - Ростислава Захарова.

Партию княжны Марии исполнит ведущая солистка «Астана Опера», приглашенная солистка Оперы Бордо (Франция) заслуженный деятель РК Мадина Басбаева. Балерине предстоит создать многогранный образ, в начале спектакля она - нежная и счастливая невеста, которая готова дарить всю свою любовь жениху Вацлаву. Затем, попав в плен, пережив боль утраты родных и близких, она - несчастная, находящаяся в постоянном страхе девушка.

Еще один очень яркий, интересный и сложный образ - любимая жена Гирея - ревнивая Зарема. Народная артистка России художественный руководитель балета «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова готовила к этой партии ведущих солисток театра - приглашенную солистку Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Бориса Эйфмана Айгерим Бекетаеву, Заслуженного деятеля РК Гаухар Усину и Анель Рустемову.

Мировая премьера «Бахчисарайского балета» состоялась 28 сентября 1934 года в Государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова, Ленинград (Мариинский).

Хабарламаларға жазылу