Как отметил сам изобретатель, это было как озарение. Он рассматривал рентгеновские снимки ДНК и вдруг увидел, что цепочки ДНК отличаются. Джеффриз назвал их «генетическими отпечатками». Так зародилась «генетическая дактилоскопия».
С помощью «генетических отпечатков» можно установить родство, доказать причастность к преступлению или наоборот – помочь выйти на свободу людям, попавшим за решетку из-за судебной ошибки – таких примеров уже достаточно много. Первой областью практического применения этого открытия стала криминалистика.
К традиционной дактилоскопии – определению личности человека по отпечатку пальца – добавилась генетическая дактилоскопия – определение личности по волосу, по слюне на фильтре от сигареты, или частице кожи, или капельке крови. Ведь в любом биоматериале человека есть ДНК. И как установил ученый, она у каждого из нас уникальна. Это стало новым этапом развития криминалистики.
Алек Джеффриз предложил ввести обязательное внесение в генетическую базу данных всех граждан Британии. Это сильно помогло бы работе полиции. В базе должен храниться лишь тот минимум информации, который необходим для идентификации человека, а сами образцы должны уничтожаться.
По словам Джеффриза, это необходимо для того, чтобы из генов судмедэксперты не могли извлекать информацию о национальности, цвете волос и глаз. Таким образом, полиции придется сначала доказать, что ДНК, обнаруженная на месте преступления, совпадает с записью в базе данных, а только потом получить информацию о человеке, а не пользоваться подсказками генетиков, если у них еще нет подозреваемого.
Сегодня ДНК-дактилоскопию можно проводить везде, даже в портативных лабораториях, и десятки предприятий в мире выпускают оборудование для геномной идентификации личности.